Валентина Павловна Драчева 42 года отработала на АМЦ Салехард. В 2009 году ушла на заслуженный отдых. И с тех пор, несмотря на то, что «с девчонками» со станции встречается регулярно, на рабочем месте не бывала. И дело даже не в том, что АМЦ Салехард находится на территории аэропорта, и чтобы попасть туда, надо оформить специальный пропуск. Поговорить даже о простых вещах, типа как дела, в помещении авиаметеорологического центра невозможно – здесь идет серьезная и в высшей степени ответственная работа. Но сегодня, 5 февраля, особый день. И Валентину Павловну на бывшее рабочее место на автомобиле привезли. «Как барыню», - подумала она. Как «Героя Ямала», - сказали ей организаторы проекта.
Участниками проекта «Герои Ямала» являются ветераны освоения Севера и жители региона, внёсшие значительный вклад в развитие Ямала, те, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе и живёт за пределами ЯНАО. Они посещают города и поселки, в которых проработали десятки лет, своих предприятии и учреждения, и, конечно же, вспоминают былые дни... Драчева уже много лет живет на два города. В Тюмени она проводит большую часть года, встречается с приятельницами, ходит по музеям, посещает театры. Вот, и в феврале у нее - балет «Жизель». Но в Салехард иногда прилетает. Здесь живет ее дочь Светлана, которая работает в авиакомпании «Ямал». А еще ее радует маленькая правнучка.
Сегодня Валентине Павловне Драчевой – 83 года. Она – «Почетный работник гидрометслужбы России», награждена медалью «Ветеран Труда». А в 1967 году приехала на Крайний Север не за романтикой. По распределению после окончания факультета метеорологии Пермского государственного университета. И прошла свой путь от рядового инженера-синоптика до начальника АМСГ Салехард.
- Говорят, я была строгим руководителем, - делится Валентина Павловна. – А разве в нашей профессии можно быть другим?! На твоих плечах – безопасность полетов! Поэтому повышенные требования и к себе, и к тем, кто рядом работает.
Аэропорт Салехард - гражданский аэродром, обслуживающий пассажирские лайнеры и вертолеты. Аэропорт имеет одну взлетно-посадочную полосу и вертолетные площадки. Также он используется как запасной аэродром для воздушных судов, выполняющих коммерческие транс-полярные рейсы.
В свое время Драчева участвовала в приемке этой самой взлетно-посадочной полосы, контролировала установку приборов наблюдения за видимостью. Так что своими ногами «от и до» прошла всю полосу, а это, между прочим, почти 3 километра!
Составление прогноза погоды – очень трудный и сложный процесс. Даже сегодня, когда на помощь человеку приходит цифровые технологии и искусственный интеллект, точность прогноза не достигает этих самых 100 процентов. Ну, не поспоришь с атмосферными «завихрениями»! Что делать? Верить в себя и в свой профессионализм!- считает Драчева. Она всегда была уверена, что только грамотная организация труда дает возможность своевременно спрогнозировать резкие изменения погоды и предупредить летные экипажи о наступлении стихийных метеорологических явлений по маршрутам полетов и на аэродроме. Она всегда выполняла свои должностные обязанности добросовестно и честно. А еще шла вперед и делала все возможное для усовершенствования расчетных методов прогнозов. Так, под ее руководством на местном материале были разработаны и внедрены в работу авиационных метеорологов новые методы прогнозирования сильного ветра и низкой облачности. И эта практика по-прежнему эффективна и успешно используется. В 2002 году Драчева и Кормаченко составили климатическую характеристику аэропорта Салехард.
В ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» Валентина Павловна Драчева стала одним из первых начальников АМСГ, которая ввела в коллективе бригадный метод труда. В свое время активно продвигала компьютеризацию на АМСГ и очень радовалась, что ей удалось решить этот «компьютерный вопрос». Что позволило не только отказаться от громоздких телеграфных аппаратов, пишущих машинок, но и дало возможность оперативно обеспечивать метеорологической и синоптической информацией экипажи воздушных судов.
На ее счету и организация приема спутниковой информации, которая также повысила эффективность при обслуживании авиации. Валентина Павловна много лет принимала непосредственное участие в расследовании инцидентов авиационных происшествий, была бессменным членом комиссии по таким расследованиям.
Свой богатый опыт работы Драчева передавала летно-диспетчерскому составу, принимала у них зачеты. Немало и молодых специалистов из разных учебных заведений страны на АМЦ Салехард и на Ямале подготовила Валентина Павловна.
У нее и сегодня уверенный, хорошо поставленный преподавательский голос. Она ничего не забыла. Все то, чем она жила долгие годы, помнит…
Вот и ее АМЦ Салехард. Как же здесь все изменилось! Большой экран, новое оборудование. Здесь и автоматизированная система КРАМС-4, и компьютеры на каждом рабочем месте, у синоптиков установлены программы АИС МетеоЭксперт, АИС МетеоКонсультант, МетеоБрифинг… И все стильно, современно, удобно…
-Я хочу здесь работать! – громко сказала Валентина Павловна Драчева.
-Как же я хочу здесь работать! – прошептала каждая клеточка ее души…
Сегодня она – герой проекта «Герой Ямала - 2024». Более 40 лет Валентина Павловна Драчева работала на безопасность полетов над Ямалом. И за это время серьезных авиационных происшествий по вине метеослужбы не было. Ну, не герой ли?!
Наталья Баркова
фото: Ткачев Андрей / Ямал-Медиа