Е.Ю. Шевелева, начальник АМЦ Салехард
Официальной датой открытия АМЦ Салехард является 1 июля 1941 года. И это единственное, что осталось из истории тех лет. Вехи развития авиационных наблюдений можно проследить только на основании истории развития авиации в городе Салехард да воспоминаниях авиасиноптиков, которые сами стали историей.
В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века СССР взял направление на освоение и развитие Крайнего Севера. Со складов Салехарда (до 1933 года это город Обдорск) на самолете АНТ-9 в Ленинград была вывезена заготовленная для международного аукциона пушнина.
В марте 1931 года выполнен перелет по маршруту Москва-Тобольск-Березово-Обдорск и обратно. Затем небо над Обдорском осваивают летчики Омской аэростанции, которые летают по маршруту Омск-Тавда-Обдорск. Самолеты садятся на лед Оби. Эти первые полеты стали легендой, но главное они подтолкнули окружных властей обратиться в правительство СССР с предложением по организации летних и зимних авиационных линий: Салехард-Яр-Сале, Новый Порт-Тамбей, Салехард-Ныды-Хальмер-Седе (Тазовск). И это предложение было поддержано.
8 февраля 1935 года организация Гидропорта в Салехарде была завершена. Авиарейсы Тюмень-Салехард, а также местного значения, стали регулярными.
Перевозили в основном грузы, а также людей, нуждавшихся в медицинской помощи, врачей, географов. Для обеспечения этих полетов проводились внесрочные наблюдения с городской метеостанции.
С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость проведения регулярных срочных метеонаблюдений. Все аэропорты, трассы, а вместе с ними АМСГ, перешли на военное положение. Метеообеспечение всех типов военных самолетов стало вестись круглосуточно.
Для регулярных полетов нужны были специалисты, которые обеспечивали бы экипажи самолетов специализированной информацией: маршрутным прогнозом, информацией о направлении и скорости ветра на высоте полета, о наличии опасных явлений на трассе.
Кроме того, предоставляемые городской метеостанцией данные, сильно отличались от данных с места взлета и посадки самолетов. Не устраивала представителей авиации и регулярность наблюдений - один раз в три часа. Поэтому было принято решение о создании авиационной метеорологической станции.
1 июля 1941 года такая станция - АМСГ-2 Салехард - была организована. Первым начальником АМСГ стала Валентина Константиновна Перцева. Помещение для размещения станции было выделено в здании аэропорта.
На метеоплощадке, которая располагалась всего в 60 метрах от реки, установили флюгер, психрометрическую будку, дождемер. Для производства наблюдений за видимостью разработали схему ориентиров на расстояние до 4000 метров. Шаропилотные наблюдения, предназначенные для получения данных о направлении и скорости ветра на высотах, проводились с открытого места вблизи метеоплощадки. А вот прием и передача оперативной метеоинформации осуществлялась по рации аэропорта, Информация была закрытой, поэтому передавалась в закодированном виде.
До электрификации так дело и не дошло. В зимнее время это значительно осложняло проведение метеонаблюдений.
Работники авиаметеостанции составляли прогнозы погоды и для правительственных самолетов, держащих курс на Москву. Через радиомаяки дежурного радиста аэропорта летному составу на борт самолета морзянкой передавалась фактическая погода, как в пункте, так и по всей трассе.
В связи с тем, что появились, так называемые, «тяжелые» самолеты, не приспособленные к полетам в условиях сурового севера, ответственность за метеопрогнозы возросла.
Уже после войны, в 1947 году, стали выполняться полеты санитарной авиации. В 50-х годах построили новое здание аэропорта, но до настоящего времени оно не сохранилось.
В 70-е годы темп роста пассажирских перевозок нарастает, увеличивается парк базирующихся в аэропорту воздушных судов. В 1971 году в аэропорту Салехарда взамен грунтовой взлетно-посадочной полосы в эксплуатацию вводят металлическую взлетно-посадочную. Вокруг – песок, который при сильном ветре превращался в песчаную бурю.
Работавшие в те годы сотрудники станции вспоминали, что при такой полосе важно было спрогнозировать осадки и сильный боковой ветер. Наличие осадков значительно осложняло полеты, так как взлетная полоса могла стать непригодной для движения. А если дул боковой ветер, то полеты и вовсе прекращались.
В эти годы в Салехарде очень большое количество полетов производилось на самолетах АН-2. Они выполняли пассажирские и грузовые перелеты в северные районы. Эта авиация особенно сильно была подвержена влиянию метеорологических условий, так как летали визуально, в основном на высоте до 500 м.
В облачность заходить нельзя, не было противообледенительных систем. От синоптиков требовалось наиболее точное прогнозирование высоты облаков, наличие обледенения и турбулентности. При боковом ветре более 6 м/с АН-2 уже не мог произвести посадку, а запасных аэродромов, куда в непогоду можно было уйти, не было.
Из большой авиации летал только АН-24, выполнявший пассажирский рейс на Москву с двумя посадками, и ЯК-40, летавший в Тюмень и Екатеринбург с посадками в Березово и Ханты-Мансийске.
Грузовые АН-26, и в 1985- 1990 годах АН-2, из Кокчетава и Новосибирска осуществляли грузовые перевозки с северных факторий мяса, пушнины, оленьих рогов.
Компьютеров и аппаратных комплексов в то время не было, поэтому в утренние часы синоптики АМСГ, не поднимаясь, выписывали бланки с прогнозами. И главное, было не ошибиться, включить всю важную для полета информацию, грамотно составить маршрутный прогноз и прогноз ветра на высоте полета. Учитывалось и время полета, так как ночные минимумы для полета, выше дневных.
В зимнее время в Ямало-Ненецком автономном округе день очень короткий - сплошная ночь. Спрогнозировать время ухудшения погодных условий с видимостью менее 4000 м и облачностью менее 450 м – это высший пилотаж для авиасиноптика. И они каждый день работали «на высоте».
Развитие Крайнего Севера в 80-90-е шло быстрыми темпами. Строились города - Новый Уренгой, Надым… В Салехарде стали базироваться большегрузные самолеты - АН-12 и вертолеты МИ-6, которые перевозили строительные материалы и летали только ночью.
Аэропорт Салехард уже работает в круглосуточном режиме. Круглосуточно работают и люди, составляющие прогнозы погоды для этих полетов.
В штате АМСГ теперь не только синоптики, техники-метеорологи, но и радиооператоры. В радиоаппаратной осуществляется прием факсимильных карт погоды оперативной информации по аэропортам, служебных телеграмм. Начальником АМСГ Салехард в этот период был Леонид Дмитриевич Сливин. Его жена, Зинаида Николаевна Сливина, работала старшим техником метеорологом, и умело руководила группой техников. Такой вот семейный подряд.
С 1983-го по 1999 год АМЦ Салехард возглавляла Валентина Павловна Драчева. На ее глазах шло развитие аэродрома Салехард. Она принимала активное участие в строительстве новой, сегодняшней взлетно-посадочной полосы, организации наблюдений на ней, и создании основных пунктов наблюдений.
30 сентября 1999 года АМСГ переведена в статус Авиаметцентра (АМЦ) Салехард с выполнением роли методического центра. Методическая группа АМЦ, в состав которой входят АМСГ-1 Новый Уренгой, Надым; АМСГ-2 Тарко-Сале, Ноябрьск, АМСГ-3 Тазовский и АМСГ-4 Толька,Уренгой, Красноселькуп.
С этого времени, помимо метеорологического обеспечения, АМЦ осуществляет единый контроль за оснащением АМСГ приборами и оборудованием для передачи оперативной информации, взаимодействует с руководством авиапредприятий, органов УВД по вопросам обеспечения метеорологической информацией, выполняет контроль за состоянием метеорологического обеспечения авиационных подразделений, проводит методические инспекции.
Однако работа осложняется отсутствием в авиаметцентре автоматизированной системы. Метеорологические наблюдения из двух пунктов производились автономно.
Поэтому в 2000 году уже новый начальник АМЦ Салехард Надежда Яковлевна Калашникова и ведущий синоптик методической группы Елена Юрьевна Шевелева взялись за оснащение АМЦ автоматизированной системой наблюдений. Совместными усилиями в проект модернизации взлетно-посадочной полосы и перрона аэродрома Салехард для АМЦ была включена автоматизированная система КРАМС-4. Работы были завершены только в 2009 году. Именно с этого времени АМЦ Салехард производит наблюдения в автоматическом режиме.
Очень важно, чтобы в коллективе авиационного подразделения была дружная, доброжелательная обстановка. От этого напрямую зависит сосредоточенность работников, отсутствие ошибок. А от точного прогноза синоптика, правильно переданных им данных о фактической погоде зависит уже судьба пассажиров воздушного судна. По сути, они доверяют нам свою жизнь...
Метеоролог - это особая когорта людей, для которых любимая работа становится неотъемлемой частью жизни. Это же можно сказать о Севере. Приезжаешь сюда на один год, остаешься на всю жизнь. Большинство работников АМЦ. Салехард почувствовали это на себе
Земфира Яковлевна Дресвянникова, синоптик первой категории, отработала на АМЦ почти полвека, с 1969-го по 2017 годы. Пришла на станцию молоденькой девчонкой после окончания Одесского университета. Теперь она – ветеран АМЦ Салехард. Но ее по-прежнему волнуют будни авиаметцентра: Как живете, девочки? Как справляетесь?
Помнят здесь Дмитрия Карловского. Вот уж синоптик, как говорится, от бога. Пилоты ему безоговорочно верили. Если сказал, что через час будет проходить фронт, то фронт проходит через час. Как будто нет влияния гор, искажающих синоптические процессы. Вот так мог точно все просчитать, проанализировать.
В 1983 году после окончания Пермского университета приехали на север за романтикой одногруппницы Марина Леонидовна Кормаченко и Елена Юрьевна Шевелева.
Кормаченко до 2009 года работала синоптиком на оперативной работе. В настоящее время она - ведущий синоптик методического центра, осуществляет контроль за оперативной работой всех авиационных подразделений Ямала, уполномоченный по качеству авиационных подразделений Ямала. Марина Леонидовна занимается научной работой. В 2002 году она составила климатическую характеристику для аэродрома Салехард. А сейчас занимается составлением климописания аэродрома Толька. Классный профессионал!
А мне всегда нравилось изучать что-то новое, общаться с новыми людьми. Сначала работала синоптиком, потом - ведущим синоптиком методической группы АМЦ Салехард, осуществляла контроль за работой девяти авиационных подразделений Ямала. Затем занималась сертификацией авиационных подразделений, получила сертификат преподавателя по обучению пилотов и начальников площадок, с 2015 года - начальник АМЦ Салехард.
Без взаимодействия работников АМЦ с авиаторами не обойтись. Было время, когда синоптики авиаметеорологического центра вели для пилотов занятия по метеорологии. В Салехарде даже была организована Малая воздушная академия, которую посещали учащиеся старших классов. Преподавателями в ней были синоптики: И.Ю. Сущевская, М.Л. Кормаченко и Е.Ю. Шевелева.
Ведущий синоптик АМЦ Салехард Татьяна Петровна Пачгина тоже с 1983 года на АМЦ Салехард. Прошла все этапы оперативной работы. Грамотный синоптик, имеет высокую оправдываемость прогнозов. В настоящее время контролирует рабочий процесс обеих групп синоптиков и техников, следит за обеспечением станции необходимыми расходными материалами. Татьяна Петровна - неравнодушный человек, она всегда готова прийти на помощь, и поможет, и подскажет. Но если кто-то не старательно выполняет свои обязанности, спросит жестко.
Инженер-электроник Анастасия Ахметовна Саитова начинала техником-метеорологом в 2000 году. Новые программные технологии увлекли специалиста, и все автоматизированные системы и аппаратно-программные комплексы устанавливались с ее непосредственным участием. И АПК UNIMAS, и МИТРА и КРАМС-4...Опыт работы техником-метеорологом помогает ей в настройке автоматизированных систем, организации рабочих мест синоптиков и техников. Моментально вникает во все новое,знает весь рабочий процесс и синоптиков и техников, умеет организовать работу.
Техники-метеорологи Людмила Павловна Мельникова, Ирина Николаевна Фролова, Наталья Викторовна Барабанова, Елена Геннадиевна Рыбьякова, Равилья Ибатовна Кульмаметьева, Татьяна Ивановна Попова, Венера Александровна Матюшко проработали на АМЦ Салехард долгие годы. Начинали с простейших приборов. Сейчас они - ассы в своей профессии.
Был у нас на АМЦ такой случай. Однажды ночью на основном пункте наблюдений сработала пожарная сигнализация. Дежурной была Равилья Кульмаметьева. Пожарные ехали долго, задерживалась и машина руководителя полетов. Так как никто не знал, что случилось на ОПН, начальник АМСГ Сливин Л.Д. распорядился, чтобы Кульмаметьева пошла навстречу автомобилю. И она пошла по полосе, крепко прижимая к себе журнал наблюдений АВ-6. Ни про вещи свои, ни про документы она даже не вспомнила. Когда все благополучно закончилось, смеялись: гори синим пламенем одежда, паспорт-главное сохранить журнал АВ-6. Вот такие у нас люди работают!
Случалось, что на станции работали всего три человека и то, вместе с начальником. Всю «вылетную» документацию выписывали от руки, бланки для диспетчеров «тыкали» на печатной машинке. Полетов было очень много, работа выматывала. Приходили домой только поспать, а на следующий день опять на дежурство. При этом у всех семьи, маленькие дети, у многих мужья - пилоты, которых тоже постоянно нет дома. Но выдержали, справились…
Спасибо за самоотверженный труд синоптикам: Зое Ивановне Малеванкиной, Ирине Ивановне Быхун, Анне Анатольевне Хаймазовой.
Помним и тех, кого нет с нами, в том числе, старшего синоптика Ирину Юрьевну Сущевскую. Она всегда была душой коллектива, стажировала не одну смену синоптиков, была хорошим организатором.
Несмотря на все трудности, коллектив АМЦ Салехард был и остается очень дружным, организованным и профессиональным.
А вот и новая смена. Она уже нам пришла… Надеюсь, синоптики Алла Пеньевская, Марина Васильева, Анна Некрасова, техники Татьяна Венгерская, Елена Тайшина не только долгие годы проработают на АМЦ Салехард, но проработают их ответственно, со знанием дела.
Сегодня принято говорить, что авиация у нас всепогодная. Однако, уверена, ни один пилот не полетит, не зная фактической погоды не только на аэродроме вылета, но и на запасных, а также прогнозов погоды на этих аэродромах. Давать «добро» на «летную» погоду - один из самых серьезных и ответственных моментов в работе авиасиноптика. Даже, если небо кажется безоблачным и чистым.