Аэрологической станции Омск – 75 лет.
Восемь тридцать утра… У Ирины Ивановны Калгановой техника–аэролога аэрологической станции (АЭ) Омск заканчивается ночная смена. Но сегодня она не спешит домой. Коллеги поздравляют её с днём рождения. Коллектив АЭ Омск – семья, и это одна из семейных традиций - старых, добрых, вечных…Совсем скоро свой юбилейный день рождения отметит и сама аэрологическая станция (АЭ) Омск. В мае 2018 года ей исполняется 75 лет.
Аэрологическая станция Омск входит в международный обмен данными. Это значит, что полученная станцией погодная информация используется Всемирными метеорологическими центрами погоды при составлении карт барической топографии (циклоны, антициклоны) для прогнозирования синоптических процессов на планете, в том числе и глобальных. Накопленная статистическая информация – ценный материал для науки.
Расположена АЭ Омск в Кировском округе города Омска, недалеко от аэропорта. Это соседство логично – данные, получаемые станцией, после обработки поступают в авиаметеорологический центр (АМЦ) Омск. Информацию из приземного слоя синоптики используют для составления прогноза погоды наземным службам аэропорта и, что важно, для экипажей воздушных судов при взлёте и заходе на посадку.
В системе Росгидромете насчитывается 118 действующих аэрологических станций, но информационные данные только тринадцати из них, в том числе АЭ Омск, используются в научных целях системы наблюдений за климатом Всемирной службы погоды.
Что делают сотрудники станции, чтобы получить столь ценный информационный материал? Оказывается, аэрологи при помощи радиолокационного комплекса запускают в омское небо… шар! Вот только название у него специфическое – радиозондовая оболочка. На своём «борту» оболочка уносит в небо Омска радиозонд с комплектом радиоприборов. И там высоко - высоко, за пределами видимости, ведётся температурно-ветровое радиозондирование атмосферы.
Чтобы наполнить шар диаметром до полутора метров и отправить его в такое необычное путешествие, нужен водород. Его изготавливают здесь же, на станции. Резиновая оболочка «надувается» водородом и выпускается в атмосферу.
В штате АЭ Омск двенадцать человек. В смене работают два техника-аэролога и газогенераторщик, в обязанностях которого - производство водорода и наполнение им радиозондовой оболочки.
На станции три таких специалиста: Галина Сергеевна Лысенко, Зоя Геннадьевна Гриднева и Игорь Владимирович Устюгов. Причём, Игорь Устюгов с 2013 года возглавляет АЭ станцию Омск. Уже десять лет работает здесь. Или всего десять? Игорь Владимирович до сих пор не уверен на 100 процентов, что знает на станции всё. А вот цифры, которые раньше были для него всего лишь цифрами, теперь «заговорили».
Дисциплина, порядок, повышенная ответственность на станции в почёте. И все, начиная от подсобного рабочего и до начальника, нацелены на конечный результат. Команда.
Но вернёмся к рабочим будням аэрологической станции. Водород, как мы знаем, газ, который при взаимодействии с кислородом горюч и взрывоопасен. К чести наших газогенераторщиков, с 1962 года на станции не было ни одного взрыва. Тьфу-тьфу!
Специалисты рассказывают, что за долгие годы технологический процесс добывания водорода, который стали проводить в газогенераторах баллонного типа, постоянно совершенствуется. И в настоящее время его производство это практически лабораторная работа. Вот поэтому пропорции веществ, участвующих в химической реакции, не меняются. Только в зависимости от температуры воды и воздуха происходит корректировка нормы химикатов, в соответствии с таблицами.
Зондирование атмосферы во всём мире производится дважды в день в установленные по Гринвичу международные сроки. Для Омска это 5:30 – 5:35 утра и 17:30-17:35 вечера. В это время небо для запуска радиозонда открыто. Опаздывать нельзя, иначе зонд может стать помехой для самолётов. Но прежде, чем оболочка унесётся туда, за облака, этот процесс необходимо подготовить.
Начинается он с того, что один из техников-аэрологов снимает показания с метеоприборов, установленных на территории аэрологической станции. Это температура воздуха, влажность, атмосферное давление, скорость и направление ветра, определение облачности. Потом готовит к выпуску аэрологический радиозонд.
Другой техник обрабатывает полученные данные, и с поправками, имеющимися погрешностями вводит их в программу. На осциллографе, который по сути является глазами техника–аэролога, он совмещает данные, выдаваемые радиозондом, с полученными наземными, корректирует их. Есть контакт? Радиозонд работает в унисон с локатором на земле? Взаимосвязь установлена. Значит, пришла пора, наполнять оболочку водородом и отправлять радиозонд в полёт.
НАЗАД, В ИСТОРИЮ…
В августе 1934 года была создана Авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) Омск, которая осуществляла метеорологическое обеспечение гражданской авиации. В 1937 году на базе станции стали вести шаропилотные наблюдения.
Первые высотные метеоданные на территории Омской области были получены в 1938 году, когда в омское небо поднялись самолёты-зондировщики.
Регулярно два раза в сутки на зондирование летали самолёты Р-5 или РПО-2. Лётный метеоролог записывал температуру, высоту, форму облаков, нижнюю и верхнюю границы облаков, наличие дымки и другие явления.
История АЭ Омск началась в военном 1943 году, когда на базе пункта температурного (самолётного) зондирования впервые был использован метод радиолокации. Это дало возможность получать информацию о ветре в любую погоду!
Кстати, в годы Великой Отечественной войны метеообеспечение всех типов самолётов, пролетающих на фронт над Омском, проводилось круглосуточно.
Из воспоминаний Николая Ивановича Смирнова, бывшего начальника отдела обслуживания омской авиации:
«Когда образовывалась станция, метеоплощадка находилась в ста метрах на северо-запад от здания аэровокзала (территория бывшего аэропорта местных воздушных линий). Лишних помещений не было, поэтому на краю оврага вырыли землянку. Оттуда и производился запуск шаров.
Водород для выпуска радиозондов готовили в ведёрчатом газогенераторе. Его зарядку проводили сами техники. Так как каустическая сода находилась в пятисоткилограммовой железной бочке, то я и Георгий Емельянович Цветков долбили соду ломами. Закладывали по 2-2,5 килограмма соды и 1-1,5 килограмма ферросилиция, и всё это заливали водой. Через некоторое время после реакции получали водород. Выпуск радиозондов проводили на оболочках №30 или 50».
Однако при сильном ветре и выносе прибора из землянки шары часто лопались, поэтому зарядку приходилось делать вновь. Сигналы были слабые, так как батарейки для радиопитания, которые заливались нашатырем, замерзали. Поднимались радиозонды на высоту 9-12 километров. Дальше оболочка лопалась. На коробках радиозондов было написано: «Нашедшему этот прибор, следует возвратить его по адресу: Омск, аэропорт, за вознаграждение».
Пару лет назад подобный зонд вернули на аэрологическую станцию. Привет из прошлого, так сказать… Номер уже не разобрать. Вскрывать прибор тоже нет необходимости. А вот как музейный экспонат зонд вполне сгодится.
Метод радиолокации и зондирования омского неба с самолётов до 1961 года шли параллельно, дополняя друг друга.
АЭРОЛОГ - ПРОФЕССИЯ И… ПРИЗВАНИЕ
На земле за полётом радиозонда в небе наблюдают аэрологи. Профессия эта, как они говорят, штучная. Судите сами, в Омске только шесть таких спецов! И, по их же собственному признанию, они работают лаборантами… Делают анализы погоды. Если вдуматься, то так оно и есть. Зондирование атмосферы, получение данных, их обработка. Всё. Анализы о том, что там сейчас происходит в «организме» атмосферы, готовы. Так что, эти аэрологи не только умные люди, но ещё и с большим чувством юмора.
Полученные на земле данные, читай анализы, используются для прогнозов погоды и изучения атмосферы.
Об этой профессии с детства не мечтают. Это вам не лётчик! Но если приходят в неё, то в большинстве своём остаются навсегда…
Не мечтала об аэрологии и Ирина Ивановна Калганова. Посоветовала учительница, мол, хорошо учишься, с математикой дружишь, может, пойдёшь в Харьковский гидрометеорологический техникум? И учёба интересная, и стипендия есть, и практика на судне погоды! Ну, как не пойти?! Повелась на необычное название учебного заведения и обещанную романтику. После окончания техникума поехала по распределению в Павлодар Казахской ССР. Страна ж одна была. Там замуж вышла, и дочери там родились. Потом переезд в соседний Омск. И здесь ей место на аэрологической станции нашлось. Хорошие специалисты штучной профессии всегда в цене!
Но была в ней, в работе техника-аэролога, и практическая составляющая, которую по заслугам может оценить женщина, мать. Ирине Ивановне и её коллегам по цеху она позволяла обойтись без больничных, отпусков без содержания. Работа сутки через двое и возможность взять детей с собой на станцию. Матери работают, а дети гоняют на просторах полей. Так и выросли.
Однако никто из тех мальчишек-девчонок родительское дело не продолжил. Времена изменились, не престижные и мало оплачиваемые профессии. И хотя все понимают их важность и значимость, но сегодняшнюю молодёжь не прельщает даже удобный график. Так что кадровый вопрос ещё надолго останется здесь актуальным.
И ТОЛЬКО 10 ТЫСЯЧ МЕТРОВ НАД ЗЕМЛЕЙ
Приборы, метеооборудование, радиолокаторы, радиозонды – всё это на аэрологических станциях было и 75 лет назад. Ирина Ивановна Калганова, например, помнит, как трясли со всей силушки батарею радиозонда после её замачивания, чтобы остатки воды вылились. А то при отрицательной температуре воздуха она могла просто-напросто замёрзнуть, батарея выходила из строя. Помнит, как поступившие с радиозонда данные «набивали» на перфоленту для отправки телеграмм и сохранения архивных данных...
С тех пор все значительно упростилось. Но есть вещи неизменные. Оболочку для полёта как наполняли водородом, так и наполняют. Как выпускали её в небо вручную, так и выпускают...
– Это, конечно, надо видеть, - улыбается Калганова. – Бабушка в фуфайке вылетает из «водородки» с огромным шариком в руках и выбрасывает его на улицу, в небо… Выбегает, потому что спокойно выйти, держа в руках наполненную водородом оболочку, нельзя. Не исключена возможность, что зацепится за ворота «водородки» и порвется. И тогда вся резина от лопнувшего шара окажется на тебе. И ощущения не из приятных, и новую оболочку срочно наполнить нужно. Времени-то в обрез!
Вот собственно, и вся романтика профессии. Как начинается она с запуска радиозонда в небо, так на этом и заканчивается. А дальше - цифры, цифры, цифры. Из них и складываются показатели фактической погоды, та, которая окружает нас на земле, самолёты на высоте, а для научных целей - и выше.
Кстати, температура за бортом самолёта на высоте 10 тысяч метров и зимой, и летом – минус 60 градусов! Ну, или около того. Теперь есть повод прислушаться к информации, которую сообщает стюардесса, на этой самой высоте. Между прочим, высота полёта самолётов в России, Китае и некоторых странах измеряется в метрах, в остальном мире – в футах.
Чтобы подняться на 10 тысяч метров, радиозонду потребуется около получаса. Однако оболочка летит выше, бывает на 30-40 тысяч метров. На этой высоте она увеличивается в размере, достигая в диаметре 6 метров. Затем, под воздействием атмосферного давления, лопается… Ну, точь-в-точь, как воздушный шарик!
В тот день, когда я наблюдала за работой смены АЭ Омск, радиозонд, запущенный в 5:30 утра, находился в атмосфере 111 минут. В среднем, столько или плюс-минус несколько минут, и длится его путешествие
Прежде, чем упасть, радиозонд передаёт на наземный локатор сигналы. По ним в процессе зондирования специалисты определяют высоту, давление, температуру, направление и скорость ветра, влажность в атмосфере до момента разрыва оболочки. Так что радиозонд по праву считается разведчиком атмосферы. Куда бы ни летел зонд, мощная антенна аэролокатора позволяет найти его сигнал.
Эти данные по каналам связи поступают потребителям аэрологической информации. Ими являются: прогностические учреждения Росгидромета, авиационные метеоцентры, учреждения Министерства гражданской авиации, Министерства обороны, МЧС, предприятия морского, речного, автодорожного, железнодорожного транспорта, нефтегазодобывающей промышленности и научно-технические организации. Идут они также во Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации–Мировой центр данных в Обнинске.
Архивные данные зондирования атмосферы хранятся в Гидрометфонде ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС».
НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА
Как бы ни был механизирован, автоматизирован и технологически отточен производственный процесс, главное в любой профессии - человек.
Полвека на АЭ Омск проработала техником-аэрологом ветеран труда Валентина Ивановна Андреева. Она и сегодня помогает коллегам, отпускников заменяет. Обоюдовыгодное дело!
Навсегда вписаны в историю АЭ Омск имена ветеранов труда: Ангелины Николаевны Кожевниковой, Валентины Николаевны Тараненко, Татьяны Фёдоровны Григорьевой, Нины Павловны Солдатовой, Елены Ивановны Давыдовой, Раисы Александровны Хаджиновой.
Гордятся здесь легендарной личностью - Петром Дмитриевичем Калякиным. Петр Дмитриевич - заслуженный метеоролог Российской Федерации. После окончания Ивановского индустриального техникума в 1957 году инженером приехал на станцию. Но уже через несколько лет возглавил подразделение. До конца жизни, он ушел из жизни в 2003 году, был бессменным начальником АЭ Омск. И лишь экспедиции в Антарктиду на некоторое время отвлекали его от любимой работы.
Ветерану труда Валентине Ильиничне Алексеевой уже 87 лет. Она вела ещё самолётное зондирование. Лишь два года, как не приезжает на станцию, здоровье пошаливает. А раньше чуть что - к девчонкам, поговорить, окунуться в привычную атмосферу, почувствовать «биение» сердца станции – аэрологического локатора. В кабинетах здания, как и много лет назад, висят нарисованные её рукой картины. В ромашковых, васильковых, розовых букетах есть частичка её души. И от этого сегодня Валентине Ильиничне радость.
Есть на АЭ Омск методическая группа, осуществляющая методическое руководство с сетью аэрологических станций ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»: Салехард, Тобольск, Ханты-Мансийск. Это сбор аэрологической информации, анализ и проверка качества, достоверность сведений, обобщение и отчётность, подведение итогов работы сети, подготовка и сдачу архива в Гидрометфонд. А еще - тесное взаимодействие с Центральной аэрологической обсерваторией (ЦАО, город Долгопрудный) по методике производства аэрологических наблюдений.
Более двух десятков лет проработала аэрологом методической группы, ветерана труда Тамара Владимировна Черепанова. Её преемницей стала Галина Сергеевна Лысенко. А ветеран труда Лора Фёдоровна Кудла почти 40 лет трудится техником-аэрологом методической группы..
Ветеран труда техник-аэролог Галина Константиновна Жевлакова проработала до 2014 года. На заслуженный отдых ушла, когда было уже за семьдесят.
Ветеран труда Татьяна Васильевна Сумская отдала АЭ Омск 43 года, десять из них возглавляла станцию. Однако не только в рабочих ситуациях нужен был ее совет окружающим, но и в жизненных. И она не скупилась, помогала и словом, и делом. Так что помнят Сумскую не только как классного профессионала, но и как доброго отзывчивого человека. Сейчас она на заслуженном отдыхе, живет в Сочи. Но связь с ней коллеги не теряют, общаются. Привет Вам, Татьяна Васильевна, от всех нас!
Более 40 лет стажа у ветеранов труда Татьяны Николаевны Онищенко и Татьяны Ивановны Цыплиной. Цыплина работала аэрологом, в настоящее время - техником-аэрологом. В сложных, спорных моментах, возникающих при зондировании, она всегда окажет консультативную помощь. Сорок четыре года трудился на станции инженером по радиолокации, инженером-электроником Нажип Мерсаитович Садыков.
С 17 лет, почти четыре десятка, работает техником-аэрологом ветеран труда Марина Олеговна Сорочкина. С 2008 года трудится техником-аэрологом Елена Владимировна Живаева.
Не обойтись на станции и без обслуживающего персонала. Территория, ого-го какая! Подсобный рабочий Александр Викторович Дмитриев военный пенсионер, но уже здесь проработал десять лет. Каждый день в любую погоду он обходит территорию вокруг зданий, сооружений станции. Сухие деревья, мусор? Убрать это немедленно! И тут же берется за пилу, метлу, лопату, грабли…
Хорошей помощницей для него стала уборщик служебных помещений Галина Анатольевна, кстати, тоже Дмитриева, жена. И в помещениях станции и на ее территории, благодаря этим людям, идеальная чистота.
О тех, кто уже не работает, и кто трудится на станции, рассказывать можно бесконечно. Истории АЭ Омск - 75 лет! И всегда здесь работали и работают только профессионалы. Помните, профессия-то штучная! А значит, чужие, не влюбленные в свое дело люди, здесь не задерживаются.
С праздником, с юбилеем, АЭ Омск! И пусть их будет, как можно больше!
Наталья Баркова