Картинка4

Финансовая поддержка производителей сельскохозяйственной продукции является одной из приоритетных государственных задач. Согласно ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. №264 страхование является ключевым направлением государственной поддержки устойчивого производства сельскохозяйственной продукции в условиях значительной подверженности сельского хозяйства негативному воздействию опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ). Новая система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой внедрена в России в 2004 г.

 

За прошедшие годы система сельхозстрахования характеризуется следующими ежегодными показателями:

- участвуют в системе сельхозстрахования около 10 тыс. хозяйств;

- получают страховое возмещение ущерба, вызванного опасными природными гидрометеорологическими явлениями, порядка 50-60% застрахованных хозяйств;

- государственные субсидии обеспечивают половину стоимости договора страхования и составляют в целом по стране более 3 млрд.руб./год;

- средняя стоимость одного договора страхования превышает 1 млн.руб.;

- ежегодные выплаты составляют около 60% от уплаченных страховых взносов;

- площадь застрахованных земель составляет около 30% от общей посевной площади.

 

 Для сравнения: площади застрахованных хозяйств в развитых странах (США, Испания, Италия, Австрия, Франция и др.) превышают 50-60% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, заключают договора сельхозстрахования сотни тысяч хозяйств. Отсюда можно сделать вывод, что рынок страхования урожая в России находится на начальной стадии развития.

Развитие информационного обеспечения системы сельхозстрахования зависит от укрепления взаимодействия гидрометеорологической службы с другими участниками рынка сельхозстрахования. В последнее время имеется тенденция по созданию института независимых экспертов для подтверждения факта страхового случая и оценки ущерба.

Часто факты ОЯ подтверждаются сторонними организациями (агроинституты, МЧС и др.), не уполномоченными согласно типовому договору страхования, не имеющими лицензии на право осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Организациями Росгидромета, имеющими лицензию на свою деятельность и уполномоченными представлять справки для подтверждения страхового случая, в России в 2008 году были выданы только 5,5% от общего количества хозяйств, получивших страховые возмещения. Такая ситуация связана как с уровнем взаимодействия организаций Росгидромета с управлениями сельского хозяйства, так и с добросовестностью страховщиков.

Для проведения независимой экспертизы целесообразно привлекать сотрудников отделов агрометеорологии и агрометпрогнозов ГУ «Омский ЦГМС-Р». Это гарантирует высокое качество информационного обеспечения системы агрострахования на территории Омской области.

 

Использованы сведения из статьи «Проблемные вопросы агрометеорологического обеспечения системы сельхозстрахования с государственной поддержкой» И.В. Грепачевский, А.Н. Чайка, АНО «Метеоагентство Росгидромета», ж. «Метеоспектр» №4, 2009 г.

X
X
X