Картинка4

 Человек, далекий от романтики, от мысли ехать «за туманом и за запахом тайги», наверняка, не пойдет на геофак. Вот и Александр Пигарёв, недавний студент ТюмГУ, а теперь гидролог филиала Обь-Иртышского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Тюменского ЦГМС , с детства мечтал о морских путешествия, полярных экспедициях, необитаемых островах…  

Учеба в ТюмГУ, полевые практики, походы, сплавы по рекам Тавда, Тура, Тобол не только воплощали мечты в реальность, но и рождали новые.

В 2013 году, еще будучи студентом 4 курса, Александр случайно увидел объявление - требуются волонтеры для очистки от промышленных отходов острова Белый.

На первый взгляд ничего романтичного в этом нет. Но только на первый. Остров Белый – Арктика, священная земля коренных жителей, край белых медведей...

Требования жесткого отбора в состав экспедиции преодолел успешно: возраст - 22 года, стрессоустойчив, работать в команде умеет. В общем – молод, здоров и есть огромное желание свернуть горы.

Генеральная уборка острова Белый от последствий хозяйственной деятельности воинской части и метеостанции началась в 2012 году по инициативе губернатора ЯМАЛа Дмитрия Кобылкина. Бочки из-под горючего, брошенные здания, ржавеющая техника, отработанные  батареи – все это оказывало сильное тепловое воздействие на окружающую среду государственного экологического заказника. Милости от природы за такое отношение к ней ждать не приходится. Рано или поздно с чего-то надо начинать - Белый должен быть белым.

Первая экспедиция волонтеров прибыла на Белый в конце июля 2012 года. Александр Пигарёв в 2013 году был в составе второго отряда имени Владимира Евладова, известного исследователя севера.

География, представленная одиннадцатью участниками экспедиции, обширна – Россия, Германия, Израиль, Украина. Скажем так, миссионеры международного значения. Единые цели, задачи и даже мечты сближают. А значит, вместе работать, жить под одной крышей, привыкать к суровым условиям севера было не так уж сложно.

Сначала неделя подготовки к предстоящему мероприятию. Затем 5 часов на вертолете. И вот он – край света!

Александр очень спокойно вспоминает и бытовые трудности и то, как буквально приходилось выкорчевывать топливные бочки из вечной мерзлоты, тащить их на берег моря, откуда впоследствии все это грузилось на палубу огромной баржи.

Спокойно, потому как морально готов был к трудностям. Работали по 7-8 часов практически без вспомогательной техники. Жили в заброшенной воинской казарме. Из средств связи только  спутниковый интернет. И никакого телевизора, а также  других благ цивилизации! В  век информационных технологий, согласитесь, немногие согласятся на такое заточение…

При вытаскивании бочек из небольших озер и болот ребят частенько засасывало в болотную топь. Поэтому никогда не работали в одиночку, чувствовать рядом надежное плечо товарища, здесь крайне необходимо.  А вот чтобы достать крупные металлические предметы приходилось подключать всю команду и даже использовать самодельные рычаги.

Уставали, падали «замертво», чтобы утром опять приступить к «гигантской уборке».

Несмотря на все это мысли типа: ну зачем я в это ввязался, не было.

Может потому, что каждый день, каждую минуту, проведенные за сотни километров от земли, он чувствовал магию острова. Его красоту непривычную, не рафинированную, а захватывающую, расправляющую плечи, заставляющую смотреть и вглядываться в даль зеленовато-песчаной тундры, щурить глаза от солнца, как будто скатившегося в ладони, восхищаться ослепительно - синим небом, вдыхать свежий, вкусный, чуть солоноватый воздух Арктики.

Конечно, так было не всегда. Погода на острове довольно переменчива, часто шел мелкий дождь, густой туман, сильный ветер с моря, скорость которого иногда превышала 20 м/с. Однако калейдоскоп со сменой погоды добавлял не только новых природных красок, но и бурлил адреналином,  заставляя сердце биться чаще…

Когда в 2014 году вновь был объявлен набор в экологическую экспедицию на Белый, выбора у Александра Пигарёва не было.

Опять неделя подготовки в Октябрьском.

И вот уже пес Боцман своим заливистым лаем встречает вертолет. Кстати, Боцман - единственная собака на острове. Его привез сюда 7 лет назад начальник метеостанции им. Попова Северного УГМС Николай Иванович Никонов.

С Николаем Ивановичем Александру, в 2014 году уже работающему в Обь-Иртышском управлении, было интересно общаться профессионально. От него, например, узнал, что на острове нет крупных рек и озёр. Но в огромном количестве - мелкие речушки и небольшие озёра преимущественно термокарстового происхождения.

Вода в водоёмах насыщена железом природного происхождения, поэтому без предварительной термической обработки ее не употребляют. В них водятся преимущественно беспозвоночные.

За год Белый преобразился. Экологический десант, который высадился на острове зимой, отлично поработал тяжелой техникой. Теперь отряду проще было приступать к очистке.

Заранее прибыла техника. Бригада рабочих подготовила для проживания домик, который дизель  круглосуточно обеспечивал электричеством. Даже повар нынче был настоящий. И хлеб сами пекли. Ох, и вкусный…

И опять работа. Впрочем, теперь, когда рядом на спецтехнике трудились профессионалы, все казалось легче. Сказывались и закалка, и опыт предыдущей экспедиции.

В свободное время шли вглубь острова, чтобы встретиться с его обитателями. Однако белого медведя видели только один раз и то издали. Зато часто встречали многочисленных представителей орнитофауны – поморников, полярных крачек, куликов, пуночек. И просто огромное количество леммингов, которые являются главным источником пищи для песцов и хищных птиц.  

Морж тоже заплывал на остров. Важный, огромный, он на некоторое время застыл, увидев приближающихся к нему людей. Казалось, стоит протянуть руку и можно уже прикоснуться к этому морскому великану. Однако Боцман был другого, далекого от дружелюбного, мнения. Он с лаем кинулся на зверя, и морж растворился в водах Карского моря.

На священных землях коренных народов, они расположены на южном берегу острова, не бывали- не рекомендуется ходить туда. Священные же…

Очень сильные впечатления остались от посещения места со спасательными шлюпками с подбитого немецкой подлодкой корабля! Они здесь со времен Великой Отечественной. На острове установлена мемориальная доска в честь погибших советских воинов. В 2012 году поставили и часовенку.

Со времён активного судоходства по Северному морскому пути на острове остались огромные бочки 12-15 м высотой, которые возвышаются над островом как грозные памятники бесхозяйственности.

Есть еще один уникальный объект, вполне достойннй стать музейным экспонатом -  заброшенный домик охотника-промысловика.

Все это теперь история.

Две недели честно заработанного в Обь-Иртышском управлении отпуска и три недели отпуска за свой счет у Александра Пигарёва пролетели быстро. Одна неделя из этого времени ушла на то, чтобы опять вернуться в цивилизованный мир, привыкнуть к нему, почувствовать себя  другим...

На память об острове Белом у Александра остались благодарственные письма губернатора ЯМАЛа, подарки – планшет и сувенирные часы, фотографии.

А еще воспоминания и мечта – побывать на острове Белом еще раз.

 

 

 

 

 

X
X
X