ПОГОДА В ДОМЕ
Супруги Новиковы, бывшие работники АМСГ Тара ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»
Когда началась Великая Отечественная война, Степан Новиков был курсантом 1-0й Московской Краснознаменной школы связи. Обучение шло по ускоренной программе, 12 часов в день. А враг уже стоял у стен Москвы…
Но учебой день не ограничивался. Во время налета фашистской авиации курсанты дежурили на крышах высотных домов, обезвреживали бомбы с зажигательной смесью, поддерживали порядок в метро, охраняли железнодорожный мост через Оку у Каширы и аэродром, рыли противотанковые рвы и окопы. Спали урывками и мечтали попасть на фронт. А фронт был вокруг них…
В самые опасные для Москвы дни школу связи эвакуировали в Сызрань, где в 1942 году состоялся экстренный выпуск. Но вместо ожидаемой отправки на фронт, большинство выпускников, молодых сержантов-метеорологов оказались далеко от него. Так, бывшая 7-я рота, в которой учился Степан Новиков, была в полном составе переброшена на Дальний Восток, на границу с Манчжурией в 12-ю воздушную армию.
Здесь тоже было неспокойно. Япония сосредоточила в Квантунской армии на границах с СССР более миллиона солдат, 1200 танков,6600 орудий и минометов, около 2000 боевых самолетов.
Почти ежедневно японцы изощрялись в провокациях, и в любой момент могли обрушиться на дальневосточные рубежи нашей Родины. Учитывая все это, бойцы воинских частей строили на границах укрепительные сооружения, возводили блиндажи, находясь в полной боевой готовности.
К концу 1944 года в клубе воинской части Степан Николаевич Новиков познакомился с сержантом медицинской службы Аней. Она оказалась родом из Тары Омской области. Еще до войны окончила медицинское училище и работала в гинекологическом отделении Тарской больницы под руководством замечательного врача О.Б.Кречетовой. На второй день войны почти весь медперсонал больницы был призван в армию. Аню сначала забрали в Омский госпиталь, который располагался в здании школы №53 Кировского района. А через год отправили в Новосибирск учиться на курсы шоферов в автошколу. После ее окончания Аня и оказалась на Дальнем Востоке. И стала здесь боец Аня и шофером, и радисткой, и поваром, и медицинской сестрой полевого госпиталя…
8 августа 1945 года в 7 авиакорпусе тяжелых бомбардировщиков, где служил Степан Новиков, прошел митинг, на котором было сказало, что СССР объявил войну Японии. Авиаторы получили приказ: на рассвете нанести удары на всю глубину японских укреплений.
Всю ночь метеорологи были на боевом дежурстве. Погода ухудшалась. Надвигался привычный для этого времени и местности муссон с дождями и грозами. К утру, получив исходные данные о погодных условиях и, несмотря на начавшийся дождь, бомбардировщики поднялись в воздух и приступили к выполнению боевого задания. Рванулись в бой и наземные части…
Из воспоминаний Анны Трофимовны Новиковой: «Первые шесть дней боя потери наших солдат были большие, японцы отчаянно сопротивлялись, полевой госпиталь быстро заполнился раненными солдатами…»
Из воспоминаний Степана Николаевича Новикова: «Но скорость продвижения советских войск была стремительной. Наш аэродром часто менял место дислокации. Освободили от японцев несколько китайских городов. А через 23 дня с начала военных действий Япония капитулировала.»
Супруги Новиковы демобилизовались в 1948 году. С.Н.Новикову в областном управлении метеослужбы дали задание организовать группу синоптиков в Тарском аэропорту. Он справился и с этим заданием. Не только организовал, но и на протяжении многих лет возглавлял группу синоптиков, вплоть до ухода на заслуженный отдых. Метеостанция обслуживала самолеты всех типов на территории всей Западной Сибири. Здесь же на метеостанции работала техником-наблюдателем боевая подруга, верная жена Анна Трофимовна.